5 основных схем освещения, которые должен знать каждый фотограф

Четкие фотопортреты завораживают взгляд и просто захватывают дух. Но «поймать» удачный кадр не так просто. И дело не только в таланте или умении фотографа. Нужно еще правильно выставить студийный свет постоянный , и здесь не обойтись без некоторых нюансов.

Опыт показывает, что правильное освещение в фото студии – залог четкой фотографии. И создание фотопортретов не исключение. Кроме того, следует учитывать разные нюансы, которые и являются залогом желаемого результата.

5 основных схем освещения, которые должен знать каждый фотограф

Однако специалисты в области фотографии выделяют несколько базовых схем освещения. В то же время они универсальны, и любая из схем подходит для разных типов лица. Здесь главное правило – источник света имеет перемещаться по модели. Ведь даже небольшой поворот головы может существенно нарушить всю наработанную схему. Однако в некоторых случаях не нужно переносить освещения, а просто развернуть лицо. Эти схемы проверенные временем и тысячами фотографов.

  • В основе схемы освещения «Петля» – небольшая тень на щеке модели от носа. Чтобы достичь этого эффекта, стоит разместить источник освещения чуть выше уровня глаз модели. Однако важно, чтобы тень, падающая от носа, не касалась тени от щеки. В то же время источник света не должен быть установлен слишком высоко. В таком случае тени будут некрасивые, а в глазах не будет бликов. Эта схема довольно популярна, выставление освещения не требует лишних усилий, и этот способ подходит для моделей с разными типами внешности.
  • Раздельное освещение. Этот способ освещения буквально делит лицо модели на две части. Опыт показывает, что такой способ освещения позволяет создать эффектные портреты харизматичных личностей. Поэтому очень часто его используют во время съемок творческих натур, в частности художников. Кроме того, эта схема лучше работает именно с мужскими портретами. Получить такой тип освещения несложно – свет мажет попадать на лицо модели сбоку. Эта схема освещения подходит буквально для каждого типа лица. Однако следует правильно откорректировать картину, чтобы получить желаемое изображение.
  • Свет Рембрандта. Название связано с именем известного художника, поскольку именно он использовал этот способ для подготовки разных портретов. Одна из характерных черт этого способа – световой треугольник на щеке модели. Но этот способ отличается от схемы Петля тем, что тень, падающая от носа, и тень щеки сливаются. И как следствие – на щеке образуется небольшой треугольник. Имейте в виду: чтобы портрет был правильно освещен, блики от источника света должны отражаться в глазах того, кто позирует. Именно поэтому эта схема позволяет получить живые, эмоциональные портреты. А для того, чтобы получить свет Рембрандта, модели нужно отвернуться от самого источника освещения. Оптимальный вариант – когда источник освещения размещено над головой модели. Только тогда тень от носа падает на щеку. Однако с этим способом стоит быть осторожно, ведь она подходит не всех типов лица. В частности, она подходит для людей, имеющих высокие скулы. Но не очень удачный вариант для людей с маленьким носом.
  • Еще один распространенный способ – Бабочка. А название происходит от того, что именно при таком освещении под носом и появляется тень, очень напоминает бабочку. Обычно источник света устанавливают выше уровня глаз, но позади камеры. Этот способ подходит для стиля гламур, а также для моделей в возрасте. Ведь это помогает скрыть мелкие морщины на лице. Однако владельцам круглого  лица не стоит использовать этот способ.
  • Световой полуоборот. Стоит уточнить, что это не только схема освещения, а, можно сказать, тип освещения. И при использовании любой схемы вполне возможно использовать и световой, и теневой полуоборот. Но использовать этот прием следует очень осторожно, потому что во время этого способа освещения лицо визуально выглядит шире. Именно поэтому его обычно используют для моделей, которые имеют худое лицо. Владельцам круглого или полного лица от этого способа освещения стоит отказаться.

В конце концов, во время съемки можно использовать разные способы и методы осветления. И только с опытом вы поймете, с чем вам работать легче. А какая схема подойдет вам зависит от разных факторов. Поэтому не бойтесь экспериментировать!